Зачало

Литература по теме

Зача́ло (греч. περικοπή — нечто отделенное со всех сторон, перико́па) – термин, обозначающий пронумерованные определенным образом фрагменты текстов Евангелия и Апостола, на которые они разделены для чтения при совершении богослужений (каждый такой фрагмент называется зачалом). Понятно, что славянское «зачало» происходит от глагола «зачинать» = «начинать» и в буквальном смысле указывает на начало определённого чтения.

Сегодняшние зачала

Утр. – Ин.10:9–16* (зач. 36). Лит. – Кол.2:13–20 (зач. 255). Лк.12:13–15,22–31 (зач. 65). Свт.: Евр.7:26–8:2 (зач. 318). Ин.10:9–16 (зач. 36). * Чтения свт. Тихона (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба. Если совершается полиелейная служба Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов, то на утрене читается Мф.10:16-22 (зач. 36), а на литургии – чтения дня и Отцов Поместного Собора: Рим.8:31-39 (зач. 99). Лк.21:8–19 (зач. 105-106).

См. также в ежедневном Церковном календаре.

Классификация зачал

Зачала имеют различный размер, можно заметить, что они по объему гораздо меньше глав: одна глава может содержать до 10 зачал (например, 9-я глава Евангелия по Луке содержит зачала 40–49). Самым малым зачалом является 2-е зачало Евангелия по Марку, состоящее всего из 3-х стихов: Мк.1:9-11

Зачала условно делятся на две группы: рядовые и праздничные. В первую группу входят чтения, соотнесенные с седмичными днями всего года, начиная от Пасхи. Рядовые зачала как правило связаны с практикой последовательного чтения евангельских/апостольских отрывков в течение года, так что за год в составе рядовых зачал прочитывается большая часть Евангелия/Апостола. Праздничные зачала связаны с неподвижными праздниками и памятями святых; обычно такие чтения или содержат описание воспоминаемого события, или отражают его богословские аспекты.

Чтения в честь святых отражают суть их подвига; часто конкретное чтение из этой группы полагается на все дни памяти святых конкретного лика. Например, на праздники святителей читается одно из трех зачал: Ин.-35-е от полу, Ин.-36-е (как правило, эти чтения полагаются на утрене) и Мф.-11-е (на литургии); в указанных фрагментах из Евангелия по Иоанну Христос говорит о Себе как о Добром Пастыре (святители в той или иной степени приблизились в своем житии к этому идеалу), а в Мф.-11 содержатся «заповеди Блаженства» - это чтение полагается на праздники святителей по той причине, что они были учителями своей паствы. Все эти общие чтения в Евангелии и Апостоле помещены в соответствующие приложения: «Евангелия обща святым» и «Прокимени, Апостоли, аллилуиаре, и причастни общи святым, имже егда творим службу».

Каждое Евангелие имеет собственную нумерацию зачал:

в Евангелии по Матфею — 116 зачал;

в Евангелии по Марку — 71 зачало;

в Евангелии по Луке — 114 зачал;

в Евангелии по Иоанну — 67 зачал.

В отличие от Евангелия, Богослужебный Апостол имеет сплошную нумерацию зачал; здесь их всего 335 (по номерам). Книга Апокалипсис разделения на зачала не имеет, т.к. за богослужением не читается.

Зачала «от полу»

Некоторые зачала не имеют отдельного номера, но располагаются между нумерованными зачалами. Устав называет такие чтения «зачало от полу́» (от половины); они отмечены знаком зачала без числового номера. Как правило, эти зачала были добавлены в богослужебный цикл чтений позднее основного корпуса рядовых и праздничных зачал, потому для них был придуман особый принцип обозначения: не стали перенумеровывать книгу, а обозначили так: «чтение № от полу». Это значит, что начало чтения находится как бы в середине зачала под номером.
Причем эта середина не всегда математическая: чтение «от полу» может находиться как в середине нумерованного зачала, так и в конце (см., например, по Иоанну зачало 41-е «от полу́»), а то и в начале вскоре после номера. В частности, на утрене в праздник Воздвижения Креста Господня читается Евангелие по Иоанну, зачало 42-е «от полу́», которое начинается с Ин.12:28, тогда как само зачало 42-е начинается с Ин.12:19.

Взаимное расположение зачал в Евангелии и Апостоле

Соседние по номерам зачала могут по большей части друг относительно друга располагаться тремя способами (для единообразия примеры возьмем из Евангелие по Матфею):

1) следующее зачало начинается там же, где заканчивается предыдущее зачало (это – самый частый и «нормальный» вариант, см. зачала 2 и 3, 3 и 4 и др.);

2) зачала пересекаются, то есть конечный фрагмент одного зачала одновременно является начальным для другого зачала (например, зачала 22 и 23, 26 и 27);

3) между зачалами есть своего рода «буферная зона», то есть фрагмент, не относящийся ни к одному из соседних зачал (например, зачала 5 и 6, 9 и 10).

Взаимное расположение зачал в Евангелии и Апостоле

image 2023 09 11 18 43 30 1 - Зачало

Конечно, встречаются и более сложные варианты взаимоотношений между соседними зачалами, но все же указанные три схемы охватывают подавляющее большинство зачал Евангелия.

Начальные обращения зачал

Апостольские чтения из Посланий, как правило, вводятся обращениями:

  • «Братия» (по-слав. Бра́тие),
  • «Возлюбленные» (Возлю́бленнии),
  • «Чадо Тимофей» (Ча́до Тимофе́е) и др.,

а из книги Деяний – «В те дни» (Во днѝ оны).

Евангельские зачала предваряются фразами:

  • «В то время» (Во время оно),
  • «Сказал Господь своим ученикам», или «… пришедшим к Нему иудеям», или «… притчу сию».

Эти вводные фразы, строго говоря, не являющиеся текстом Священного Писания в этом конкретном месте, называются киноварными вставками.

Чтение «под зачало»

В Уставе иногда встречается выражение «под зачало»; оно употребляется, когда положено читать 3 чтения на литургии. Например, в конце 7-й главы Типикона сказано: «Подобает ведати, яко приходящему Господскому празднику, или Богородицы, и оба праздника Предтечева, рождество и усекновение, и святых апостол Петра и Павла, и Иоанна Богослова, или аще будет храм: должно есть прочитати Апостол, и Евангелие рядовое, хотящее быти тогда в самый день праздника, за день напредь прежде праздника, под зачало».
Или вот еще пример: в случае Новолетия (1 сентября) в воскресный день устав чтений на литургии таков: «Прокимен, апостол, аллилуиа, и Евангелие, прежде индикта: воскресно же под зачало: таже святаго».

Во всех этих и подобных случаях второе чтение присоединяется к первому и читается без «киноварной вставки», то есть без использования вводной фразы из подстрочника; начинается второе чтение теми словами, которые находятся в основном тексте Апостола или Евангелия. Получается, что второе чтение в таких случаях не имеет начальной, вводной фразы; другими словами, вводная фраза (киноварная вставка) 1-го зачала является начальной для обоих чтений вместе. Это и значит «под зачало», то есть под общую с первым чтением начальную фразу. Как правило, на практике чтец (диакон), читающий Священное Писание с чтением «под зачало», при переходе к такому чтению не выделяет его голосом, а продолжает с той же интонацией, так что стоящие в храме (и то только при условии, что слушающие хорошо знают Писание) могут только по изменившемуся содержанию догадаться, что произошел переход к новому отрывку.

Возьмем пример из сентября 2022 года: на отдание Рождества Богородицы (12 сентября ст. ст.) в Неделю 15-ю по Пятидесятнице (которая в то же время является Неделей пред Воздвижением) Евангелие на литургии читались следующим образом: Недели перед Воздвижением Ин. зачало 9 (Ин.3:13–17), затем рядовое Мф. зачало 92 (Мф.22:34–46) и отдельно Богородице от Луки зачало 54 (Лк.10:38‒42; 11:27–28).

1-е и 2-е чтение читались так:

Рече Господь: никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын Человеческий, сый на небеси: и якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну Человеческому, да всяк веруяй в онь не погибнет, но имать живот вечный. Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный. Не посла бо Бог Сына своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир.

Фарисее же слышавше, яко посрами саддукеи, собрашася вкупе. И вопроси един от них законоучитель, искушая Его и глаголя: учителю, кая заповедь болши (есть) в законе? Иисус же рече ему: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею: сия есть первая и болшая заповедь: вторая же подобна ей: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе: в сию обою заповедию весь закон и пророцы висят. Собравшымся же фарисеом, вопроси их Иисус, глаголя: что вам мнится о Христе? чий есть Сын? Глаголаша ему: Давидов. глагола им: како убо Давид Духом Господа его нарицает, глаголя: рече Господь Господеви моему: седи одесную мене, дондеже положу враги твоя подножие ногама твоима? Аще убо Давид нарицает его Господа, како Сын ему есть? И никтоже можаше отвещати Ему словесе: ниже смеяше кто от того дне вопросити Его ктому.

Обратим внимание: второе чтение начинается словами основного текста Евангелия, его киноварная вставка из подстрочника — «Во время оно законник некий приступи ко Иисусу, искушая Его и глаголя» — опускается.

Зачала с общим началом

Зачало 10-е по Матфею читается как во вторник 1-й седмицы по Пятидесятнице, так и на праздники преподобных (еще и святителей). Во всех этих случаях начинается чтение одинаково, но окончание богослужебного зачала положено в разных местах: на праздники преподобных евангельское чтение заканчивается Мф.5:12, во вторник 1-й седмицы – Мф.5:13. Для различия подобных чтений в пособиях и списках (в том числе и у нас на портале) используются буквы русского алфавита: зачала по Матфею 10А и 10Б. Причем литера «А» обозначает короткое чтение, литера Б – более объемное.

Приведем пример и из Апостола, причем там он встречается в 1-м зачале. Зачало 1А (Деян.1:1-8) читается на Пасху, зачало 1Б (Деян.1:1-12) — на Вознесение Господне. Видно, что чтение на Вознесение Господне на 4 стиха длиннее чтения на Пасху.

Что значит фраза «Преступи Недели 8 наперед» в Богослужебном Евангелии?

Это означает преступку (пропуск), продолжение чтения - в главе 8 (перевернуть лист в Евангелии).

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka